Дэт-ме́тал (также дэз-, дэс-, дэф-; англ. death metal, от death — «смерть») — одно из экстремальных направлений метала. Вобрав в себя скорость и сложность исполнения трэш-метала, дэт-метал выделился сначала в отдельный поджанр трэш-метала (его иногда называют прото-дэт), а потом и в самостоятельный жанр в середине 1980-х годов. На его возникновение в значительной степени повлияли трэш-группы, среди которых наиболее известны Slayer, Kreator и Celtic Frost, которые сделали упор на тяжесть и скорость звучания, а также и на наиболее искаженный, агрессивно звучащий вокал. Одной из наиболее влиятельных записей в стиле прото-дэт-метала является полноформатный альбом группы Possessed, выпущенный в 1985 году. Иногда эту работу (наряду с дебютным альбомом группы Death) так же называют первым альбомом в стиле дэт-метал. Окончательно стиль отделился от трэша во многом благодаря раннему творчеству группы Death с первопроходцем Чаком Шульдинером (Chuck Schuldiner, который нередко называется "отцом дэт-метала"), и таким группам вроде Morbid Angel или Obituary, которые являются первопроходцами и пионерами жанра. В конце 80-х годов и в ранних 90-х годах дэт-метал занял значительное место в релизах популярных метал-лейблов, таких Earache Records и Roadrunner Records. Со временем дэт-метал совершенствовался, и образовал большое количество поджанров стиля.
Дэт-метал, как и большинство поджанров метала, трудно поддаётся определению и классификации. Некоторые музыканты и поклонники метала имеют собственное представление о жанре и его поджанрах. Другие считают такую категоризацию ограничивающей и бесполезной. Часто можно отметить пересечение одного направления дэт-метала с другими, а также влияние «неметалических» жанров. Однако по сути дэт-метал — крайне экстремальный и агрессивный трэш-метал, но гораздо более «мёртвый», чем и оправдано его название. Дэт-метал является наиболее сложным из «металических» жанров для восприятия неподготовленным слушателем.
Музыкальная составляющая
Дэт-метал обычно характеризуется крайней степенью жёсткости, интенсивности и скорости в музыке, а самые тяжёлые его направления находятся на стыке с грайндкором. [1] Дэт-метал известен своей неровной сменой музыкального темпа и размера, чрезвычайно быстрой и сложной гитарной игрой и двойными басовыми барабанными партиями. Типично использование бласт-бита для добавления звуку мощи. Большинство групп используют заниженный и искажённый гитарный звук. Обычно используются две гитары, которые одновременно выполняют роли ведущей и ритм-гитары. Используются также заниженные и иногда искажённые бас-гитары. Некоторые группы, например Septic Flesh, добавляют звук синтезатора и других инструментов. Считается, что из всех подстилей метала, дэт-метал наиболее труден для исполнения музыкантами в физическом плане.
В начале развития дэт-метал характеризовался простой композиционной структурой и небогатым мелодизмом, но в дальнейшем в процессе развития стиля и в процессе слияния с другими музыкальными жанрами музыка усложнялась. В настоящее время у групп, играющих дэт-метал, нередко можно услышать сложные и для исполнения, и для восприятия композиции.
В вокале характерно использование специфического мужского (а сейчас зачастую и женского — как пример Анжела Госсоу (Angela Gossow) из Arch Enemy) рыка (гроулинга), который часто превращает слова песни в малопонятное «звериное» рычание. Иногда используется также и скриминг, который отличается крайне высоким и истерическим тоном (визгливый крик). В тяжёлых направлениях (горграйнд, брутальный дэт-метал) может использоватся ещё и гуттарал ("кишечный вокал"). В более мягких направлениях дэт-метала (техно-дэт и особенно мелодичный дэт-метал) иногда может использоватся и чистый вокал.
Для получения подобного вокала (основными в дэт-метале являются гроулинг и скриминг) голос певца в настоящее время часто обрабатывается компьютером или гармонайзером, но особым уважением среди музыкантов и поклонников стиля пользуются вокалисты, «рычащие» без использования вспомогательных средств.
В отличие от грайндкора в дэт-метале считается неуважением использование вокалов, которые имеют не человеческое происхождение. Поэтому вокалы в дэт-метале носят менее экстремальный характер, чем в грайндкоре. В дэт-метале обычно используется один вокалист, когда в грайндкоре вокал могут подавать практически все участники группы (вспомогательные вокалы). Однако в пограничных с грайндкором стилях могут использоваться и вспомогательные вокалы.
[править] Тематика песен
Тематика песен обычно связана с мрачной и темной стороной жизни людей. Сюжет песен некоторых групп связан с фильмами ужасов, например, раннее творчество Death, Cannibal Corpse, Mortician. Ориентация на тему смерти и экстремальная природа музыки, а также названия песни одного из дебютных альбомов (Seven Churches) в этом жанре Death Metal, и одной из первых групп стиля — Death, скорее всего и породили название жанра. Постепенно тематика текстов песен заметно расширилась, появилась футуристическая (Nocturnus) и сатанинская (Acheron) лирика, и, что немаловажно, социальная, направленная на искоренение недостатков общества потребления, философская (позднее творчество Death) или просто описательного характера. Социальные проблемы зачастую поднимаются группами в интервью.[2][3]
[править] Развитие
К альбомам, выдержанным в наиболее типичном, «чистом» дэт-метале, можно отнести альбомы Death — Leprosy (1988), Obituary — Cause Of Death (1990), Morbid Angel — Altars Of Madness (1989), Cannibal Corpse — Eaten Back to Life (1990).
Самыми первыми полноформатными релизами дэт-метала считаются альбомы Death — Scream Bloody Gore (выпущен в 1987, хотя релиз был надолго задержан лейблом) и Possessed — Seven Churches (конец 1985). Первой в мире демо-записью в стиле дэт-метал является демо той же группы Possessed, названное Death Metal. Именно оно дало название жанру. На самом деле, было еще демо Mantas (так первоначально называлась группа Death) "Death by Metal", выпущенное в 1983 году. А Possessed выпустили "Death Metal" в 1984-м.
Ко флоридскому направлению дэт-метала можно отнести такие группы как Acheron, Deicide, Monstrosity, Obituary, Brutality, Death, Morbid Angel, Malevolent Creation, Cannibal Corpse и др.
Несмотря на то, что первыми и наиболее влиятельными командами в этом стиле были коллективы из Соединенных Штатов Америки, уже во второй половине 80-х дэт-метал начал активно развиваться практически во всех европейских странах (особенно следует выделить Англию и Швецию, в которых была своя, отличающая по звучанию дэт-металическая сцена, а также Голландию)
Следует также учесть и такое ответвление дэт-музыки, как дэт-джаз, которое является подстилем техничного дэт-метала (такие команды так же часто включают в подстиль прогрессивного или авангардного дэт-метала). Типичными исполнителями этого стиля являются группы Atheist и Cynic, которые играли в начале 90-х годов прошлого века. Многие любители тяжёлой рок музыки считают этот стиль наиболее целостным из всех т. н. «прогрессивных» рок стилей — то есть полученных путём слияния нескольких музыкальных направлений.
Развитие «в чистом виде» дэт-метала можно проследить по альбомам группы Death. По одной из версий, сам стиль получил своё название в честь этой группы, а основателя её, Чака Шульдинера (Charles «Evil Chuck» Schuldiner — гитара и вокал в группе Death и гитара в Control Denied), называют крёстным отцом стиля. Влияние дэт-джаза на творчество этой группы станет более очевидным, если принять во внимание то, что в создании знаменитого альбома «Human» принимали участие два музыканта из Cynic, а также можно заметить некоторое сходство между последним альбомом Death «The Sound of Perseverance» и музыкой группы Atheist. Также нельзя не отметить использование безладовой бас-гитары, что характерно для джаза, но не для метала. Басовые партии в этот период творчества Death исполнял Стив ДиДжорджио (Steve DiGiorgio).
[править] Классификация
Классификация дэт-метала достаточно сложная и неоднозначная. В частности, "чистый", "без примесей" дэт-метал встречается редко, и в основном дэт-метал содержит примесь других стилей. Это может быть примесь в той или иной степени грайндкора, блэк-метала, дум-метала, прогрессивноого метала.
[править] Основные поджанры дэт-метала
Разделяют так называемые поджанры непосредственно дэт-метала или его какие-то явные смешения с другими стилями. Непосредственно от дэт-метала произошли брутальный, мелодичный и техничный дэт-метал, другие поджанры являются смесями дэт-метала с другими стилями.
[править] Традиционный дэт-метал
Традиционный дэт-метал (англ. Old school death metal), олдскульный дэт-метал - это наиболее "чистый", не подвергшейся влиянию других жанров дэт-метал. Этот поджанр является наиболее классическим дэт-металом в том виде в котором его создали такие группы как Death, Morbid Angel и Obituary в своём раннем творчестве. Этот поджанр вышел из трэш-метала через прото-дэт, который иногда тоже выделяется в отдельный поджанр в таких альбомах как Scream Bloody Gore и Seven Churches групп Death и Possessed соответственно.
[править] Брутальный дэт-метал
Группа Cannibal Corpse, роданачальники брутального дэт металаБрутальный дэт-метал вначале начал развиваться на стыке с традиционным дэт-металом, а затем выделился как самостоятельный поджанр. Группы, играющие этот поджанр, акцентрируют внимание прежде всего на скорость и тяжесть ударных, агрессивности вокала (в частности, иногда может использоваться гуттарал, нетипичный для дэта, или несколько вокалов) а также на другие эффекты, которые придают поджанру значительно более тяжёлое и скоростное звучание, чем у традиционного дэт-метала. Существенное влияние на поджанр оказал сформировавшийся в то время грайндкор, с которым этот поджанр очень часто перекликается. Одними из первых и наиболее изветных работ, которые задали вектор развития для этого поджанра, стали релизы от Cannibal Corpse, Immolation, Suffocation, Incantation которые стали делать акцент на техничность и тяжесть звучания. От другого поджанра с примесью грайндкора - дэтграйнда брутальный дэт отличается тем, что речь идёт не о просто включении грайндкора в альбом, а о утяжелении уже существующего дэт-метала.
Некоторые команды, играющие в этом стиле, относят не только к дэт-металу, но и к грайндкору как родоначальнику направления.
[править] Техничный дэт-метал
Техничный дэт-метал - высокотехничное направление внутри дэт-метала. Характеризуется поиском каких-то новых, особенных эффектов звучания и музыки. Это может быть добавление клавишных или других нетипичных инструментов, сложнейшие гитарные партии или микс, добавление кусков других, весьма далёких от традиционного дэта стилей, включая и не относящиеся к рок-музыке. На поджанр существенное влияние оказал прогрессивный метал. Направление возникло в 1990-х годах у тех групп, которые не были удволетворены звучанием и стилем обычного дэта. Среди наиболее авторитетных произведений можно назвать среднее и позднее творчество Death, первый альбом Cynic, Sadist. Среди первооткрывателей стиля следует упомянуть имена американцев Atheist и немцев Atrocity, выпустивших первые альбомы в этом стиле в 1990 году.
Иногда к поджанру ещё относят прогрессивный дэт-метал, который значительно ещё более близок к прогрессивному металлу, чем техничный дэт-метал (Edge of Sanity, Opeth), а также авангардный дэт-метал в лице, к примеру, Gorguts, Disharmonic Orchestra. Для этих трех стилей характерно взаимопроникновенние элементов одного стиля в другой и отсутствие четких границ между стилями. Например, шведскую команду Pan.Thy.Monium можно отнести одновременно и к авангардному, и к прогрессивному дэт-металу.
[править] Мелодичный дэт-метал
Мелодичный дэт-метал стал выделятся как отдельный поджанр в 1993 году, вместе с релизом группы Carcass "Heartwork", когда группа, ранее игравшая в стиле дэтграйнд сменила звучание в сторону резкого увеличения мелодизма, и стала звучать ближе к трэш-металу и спид-металу, а даже порой и пауэр-металу. Близкое звучание к этому поджанру имеют также металкор, дэткор и грув-метал. До этого отголоски будущего поджанра были видны в были слышны в работах таких шведских дэт-метал групп, как Amon Amarth,Dismember, Desultory, Edge Of Sanity, Entombed, Hypocrisy,In Flames,Dark Tranquillity. Поджанр отличается выраженной мелодичностью. Помимо гроулинга, часто используется и чистый вокал (обычно оба поочерёдно), поджанр отличается большим разнообразием гитарных риффов, малочисленностью бласт-битов, а также значительно менее тяжёлой тематикой.
[править] Дэтграйнд и горграйнд
Эти два поджанра образовались в результате привнесения элементов дэт-метала в традиционный грайндкор (или элементов грайндкора в дэт-метал). Это прежде всего экстремальные вокалы, тематика и ещё большая скорость. Обычно они относятся к грайндовой музыке. Поджанры сочетают качества одновременно дэт-метала и грайндкора, притом в разных релизах они могут смешиваться или не смешиваться. Отличаются высокой скоростью исполнения, использования экстремально низких вокалов, и паталогической тематикой текстов. Поджанры начали формироватся вскоре после формирования дэт-метала и грайндкора. В отличие от горграйнда, дэтграйнд меньше характерен использованием низких вокалов и тематика его более разнообразна. Поджанры окончательно сформировались после релизов Symphonies of Sickness группы Carcass (горграйнд) и выпуска альбома Utopia Banished (дэтграйнд) группы Napalm Death, которая продолжала затем развитие этого поджанра.
[править] Дэт/Дум-метал
Дэт/Дум-метал - это гибрид традиционного дэта и дум-метала. От дума поджанр перенял обречённость, диссонанс и пониженный темп, от дэта - двойные ударные, вокал гроулинг, жестокое звучание и скорость. Жанр возникает в самом конце 1980-х годов в творчестве значительного количества групп (среди самых первых можно назвать американцев Winter и австралийцев diSEMBOWELMENT) и приобретает большую популярность - в частности, дэт/дум больше доступен, чем дум-метал для неподготовленного слушателя.Наиболее "яркие" представители жанра: Anathema, Paradise Lost, My Dying Bride, Tiamat, Crematory. В будущем из поджанра произошло такое направление, как фьюнерал-дум, в котором темп достиг экстремально низких значений. Многие дэт-дум-команды со временем стали играть в стиле готик-метал, где меланхоличная атмосфера готик-рока совместилась с тяжёлым звучанием дэт/дума.
[править] Блэк/Дэт-Метал
Этот поджанр сочетает свойства дэт-метала и блэк-метала. Как правило, в поджанре сочетается сырое звучание блэк-метала и тяжесть дэт-метала. Как правило, жанр имеет сатанисткую тематику, достаточно нечастую для традиционного дэт-метала. В этот поджанр обычно входят блэк-метал группы, которые сменили звучание на дэтовое, сохранив прежнюю идеологию, и отчасти звучание. Характерными примерами такого поджанра являются группы Acheron и Belphegor.
[править] Сатанинский дэт-метал
вокалист группы Possessed Джефф Бесерра с перевёрнутым крестом и в костюме напоминающем музыкантов блек-металаЭтот поджанр иногда выделяют из традиционного дэт-метала из-за выраженной антихристианской и сатанинской направленности текстов песен. В музыкальном плане от традиционного дэта отличий практически нет, кроме более чётких ритм-секций тематики текстов и обложек альбома. Также характерно использование сатанистской символики (перевёрнутый крест, перевёрнутая пентаграмма, "число зверя" и др).Суть использование сатанизма обширна и разнообразна, от эпатажности и пиара у Possessed и Morbid Angel до серьёзного сатанизма и антихристианской идеологии у Acheron и Deicide
Наиболее известная группа этого направления - Deicide, которая поёт песни почти исключительно на антихристианскую тематику. Также известна группа Morbid Angel, которая также является одним из основателей дэта вообще.
Группы данного направления часто окруженны скандальной славой, так например бас- гитарист и вокалист группы Deicide Глен Бентон выжог себе на лбу Перевёрнутый крест и неоднакратно заявлял о своём неприятии христианства а бывший участник группы Acheron Винсент Кроули занял видный пост в Церкви Сатаны.Так же в отличает от коллективов традиционного дэта, участники "сатанинских" групп часто используют более броский имидж, зачастую с элементами сатанинской символики и части Блек-металического имиджа.
[править] Дэткор
Этот поджанр дэт-метала сформировался в середине 1990-х годах в результате смешания дэт-метала с металкором. От металкора стиль перенял эстетику песен и структуру их, от дэт-метала вобрал тяжесть, скорость. Вокал обычно используется также взятый из дэта (гроулинг и скриминг), иногда используется гуттарал, имеющий грайндкоровское происхождение. Исторически жанр начал формироватся ещё в 80-х годах, когда появились попытки смешания дэт-метала с тяжёлыми панковскими направлениями хардкором и краст-панком, а также трэшкором (но не с грайндкором). Из-за смешения дэт-метала с "молодёжным" металкором в этом поджанре, некоторые поклонники метала не признают дэткор металическим жанром, а относят его к панк-року.
[править] Дэт-н-ролл
Дэт-н-ролл представляет собой дэт-метал с примесью элементов танцевального рока (панк-рока, хард-рока и рок-н-ролла), в результате чего образуется весьма специфическое звучание, не характерное ни для одного из направлений дэта. Основным отличием жанра являются специфические гитарные партии от этих направлений рок-музыки ("задористость"). От дэта стиль перенимает вокал гроулинг, двойные барабаны. Также стиль характерен относительно лёгким саундом и запоминающимися гитарными партиями. Типичным представителем этого направления является последний студийный альбом группы Carcass "Swansong". В настоящее время в этом жанре играет группы Debauchery, Entombed. Раннее творчество Gorefest также было характерно для этого жанра.
[править] Модерн Дэт-метал
Так называемый "модерн дэт" (русск. Современный дэт-метал) результат смешение различных направлений дэт-метала, часто мелодичного и симфонического направления с металкором и альтернативным металом.Термин произошёл от названия направления дэт-метал и "модерн метал" - термина которым называют современные (середина и конец 2000-тых) тенденции метала. Основателем направления принято считать мелодик дэт группу In Flames[4], которые начали добавлять элементы металкора и альтернативы в мелодичный дэт-метал, но на данным момент группы этого направления отличается от In Flames более мелодичным звучанием и сильной связью с металкор сценой . Поджанр хактеризуется большим количеством чистого вокала по сравнению с классическим дэтом, более современную мелодику от смешения с альтернативным металом и наличае медленных проигрышей из металкора. Лирика же отходит от типичных тем дэт-метала и часто касается личных переживаний, личности.
Направление наиболее распространнено в странах с развитой сценой металкора и мелодичного дэт-метала, в частности в США, Скандинавских странах(Sonic Syndicate,In Flames), Японии(Blood Stain Child, UnsraW, Deluhi, Screw) и в России, что обуссловленно переходом многих металкор групп в мелодик дэт-метал и наоборот. Также термином модерн дэт метал иногда используется для дэт-метал групп с нестандартным подходом к исполнению этого жанра. Также как и деткор, модерн дэт метал не признаётся частью фанатов дэт-метала, но среди металкор сцены это направление на данный момент пользуется популярностью.
[править] Фильмы о дэт-метале
2002 - Death Metal: A Documentary (режиссёр Билл Зебуб)
2005 - Путешествие металлиста (режиссёры Сэм Данн и Скотт МакФадьен) В целом фильм посвящён метал-музыке как явлению в целом, а дэт-металу уделена лишь небольшая часть.