Аутентизм (от лат. authenticus — подлинный, достоверный, соответствующий самому себе) — направление в современной исполнительской практике академических музыкантов, ставящее своей задачей максимально точное воссоздание звучания музыки более ранних эпох, соответствие современного исполнения замыслам и представлениям композиторов прошлого.
Теория
Наиболее зримым проявлением тяготения современных музыкантов к аутентизму является использование ими музыкальных инструментов прошлого (оригиналов или изготовленных в новейшее время копий) в тех случаях, когда эти инструменты вышли из употребления или значительно изменились. Особенно часто прибегают к историческим инструментам исполнители средневековой и барочной музыки, однако есть энтузиасты и у ранних разновидностей фортепиано (клавикорд, молоточковое фортепиано), и у инструментов XIX века (педальное фортепиано, арпеджионе, фисгармония и др.). В предельном случае утверждается, что всякое произведение желательно исполнять на инструменте того времени, когда это произведение написано (так, пианист Василий Илисавский подчёркивает, что музыку Дебюсси он играет на фортепиано 1887 года, музыку Шуберта и Шумана — на фортепиано 1825 года, музыку Гайдна — на фортепиано 1788 года[1], Шимон Рухман отмечает: «Когда я пять лет работал над Клементи, я записывал диски на рояле 1825 года. <...> А сейчас я работаю над Альканом и, следовательно, записываюсь на рояле 1850 года»[2]). К аутентизму относится также исполнение высоких («женских», написанных для певцов-кастратов) вокальных партий в ранних операх мужскими голосами (контртенор) вместо женщин-певиц и исполнение высоких сольных партий в церковной музыке XVIII века мальчиками, а не певицами, как это и предполагалось композиторами.

Помимо выбора инструмента, аутентизм подразумевает также стремление к сохранению оригинальных темпов, фразировок, каденций, к оригинальному (как правило, меньшему) составу оркестра. Даже сама высота ноты, по мнению аутентистов, должна несколько различаться при исполнении музыки различных периодов: считается, в частности, что европейская музыка 1750—1850 гг. строится исходя из соответствия ноты ля первой октавы высоте 440 Hz, в то время как в музыке предыдущего столетия точнее настраивать эту ноту на высоте 415 Hz, а для некоторых национальных музыкальных школ эпохи барокко — и на других высотах.

[править] История

Квинтет французского Общества старинных инструментов (открытка, около 1911); участники играют на четырёх различных виолах и клавесинеИнтерес к аутентичному звучанию старинной музыки начал возникать на рубеже XIX—XX веков. Фундамент во многом был заложен Арнольдом Долмечем, который и конструировал копии старинных инструментов, и исполнял на них музыку XVII—XVIII веков, и оставил фундаментальный труд «Исполнение музыки XVII—XVIII веков» (англ. The Interpretation of the Music of the 17th and 18th Centuries; Лондон, 1915), ставший капитальным теоретическим обоснованием аутентизма. Во Франции в это же время было основано «Общество концертов на старинных инструментах» (фр. Société de concerts des instruments anciens) — его главой был Камиль Сен-Санс, а главным мотором — Анри Казадезюс. В Германии в начале XX века аналогичное общество основал виолончелист Христиан Дёберайнер, пропагандировавший возрождение виолы да гамба. Возрождению клавесина как концертного инструмента способствовала протекавшая в разных странах концертная и педагогическая деятельность Ванды Ландовской. В полной мере, однако, движение аутентистов развернулось уже начиная с 1950-х гг. В Голландии и Бельгии его пионерами были Густав Леонхардт, Сигизвальд Кёйкен и его братья, их ансамбль La Petite Bande, Франс Брюгген, Филипп Херревеге, в их кругу учился японский аутентист Масааки Судзуки и др.

В СССР зачатки аутентизма можно видеть в деятельности таллинского ансамбля «Хортус музикус», ансамбля солистов «Мадригал», в исполнительской практике пианиста Алексея Любимова и др.

[править] Критика
Аутентизм вызывает ряд критических замечаний, связанных по большей части с методологическими соображениями: тезис аутентизма о том, что приближенное к эпохе создания произведения исполнение помогает современному слушателю услышать музыку давних времён так, как её слышали современники, достаточно спорен, поскольку для этого современный слушатель должен был бы также обладать музыкальной культурой того времени, тогдашними нормами восприятия. Более мягкая критика аутентизма связана с практическими обстоятельствами: старинные инструменты, как правило, имеют более слабый и неустойчивый звук, а потому затруднительно добиваться от них стабильного качественного звучания в концертных условиях, особенно в современных концертных залах, которые в массе своей значительно больше по размеру, чем те помещения, в которых исполнялась камерная музыка прошлого.