Мелодичный дэт-метал (англ. melodic death metal, часто используются сокращения МДМ, мелодет) — поджанр дэт-метала, отличающийся выраженной мелодичностью; довольно близок к пауэр-металу и спид-металу. Жанр отличается от традиционного дэт-метала частым использованием «чистого» вокала (мужского и женского), большим разнообразием гитарных риффов, близких к трэш-металу и спид-металу частотой и мелодичностью соло-партий и вставками акустической гитары.

Отголоски будущего стиля были слышны в работах таких шведских дэт-метал групп, как Dismember, Desultory, Edge Of Sanity, Entombed, Hypocrisy.

Родоначальниками жанра некоторые считают английский коллектив из Ливерпуля Carcass с альбомом «Heartwork» (1993), , а также Eucharist, Ceremonial Oath (альбом "Carpet"), Edge of Sanity, In Flames, Dark Tranquillity, At the Gates. В 1990-ые многие коллективы, известные только засчёт андеграунда звучали не столь мелодично, скорее относились к стандартным рамкам дэт-метала. Такими например были: Ceremonial Oath, Septic Broiler, и известный среди фанатов дэта альбом «The Red In The Sky Is Ours» At the Gates. Жанр назвали блэк/дэт, но вскоре некоторые группы добавили мелодику: Unanimated, A Canorous Quintet, Gates of Ishtar.

К классике жанра относят альбомы «The Jester Race» группы In Flames, «The Gallery» у Dark Tranquillity и «Slaughter of the Soul» At the Gates.

Большинство групп в наше время играют более смягчённую по звучанию музыку. К мелодике классической школы добавлен чистый вокал, тексты отведённые на не стандартную для данного стиля тему и использование различных инструментов, как клавишные.
Шведская школа
Одними из первых в Швеции мелодичный дэт начали исполнять такие коллективы, как Eucharist (EP «Greeting Immortality», 1992), Excretion (демо «Behold The Light», 1991) и Unanimated (демо «Fire Storm», 1991).

Большинством ценителей мелодичного дэта родоначальником стиля считается легендарный коллектив At The Gates, сформированный из участников группы Grotesque, начинавшей с дум/дэта, и известный своим классическим альбомом «Slaughter Of The Soul» (1995), на котором были представлены все характерные черты шведского мелодик-дэта — близкая к трэш-металлической манера риффинга, мелодичные хэви-металлические соло, скриминг как основной тип вокала (хотя нередко в стиле используется трэшевый хрип или дэтовый гроулинг), акустические проигрыши.

Не стоит забывать о группе Ceremonial Oath, в состав которой входили участники таких групп как In Flames и At The Gates. Ceremonial Oath, помимо вышедшего в 1993 году и имеющего к мелодик-дэту мало отношения альбом «The Book Of Truth», в июне-ноябре 1993 записали 2 демозаписи, на которых, несмотря на невысокое качество записи и огрехи в игре музыкантов, был представлен настоящий мелодичный дэт шведской школы. Одно демо содержало 4 вещи, где вокальные партии исполнил Андерс Фриден (Dark Tranquillity, позднее In Flames), второе состояло из трёх вещей, на которых спел Томас Линдберг (At The Gates). В 1995 году эти два демо были объединены в полнометражный альбом «Carpet» и выпущены лейблом Black Sun Records. Одним из отцов стиля является группа In Flames, после 2000-го несколько поменявшая стиль в сторону большей «модерновости», за что получила некоторую порцию критики от фанатов своих старых работ.

Будучи одной из старейших групп жанра (с 1989 года) и начав с довольно близкого к мелодик-блэку материала, Dark Tranquillity первой начала применять электронные инструменты и фоновые клавиши, благодаря которым и приобрела своё легко узнаваемое «синтетическое» звучание. Отметим, что как и в МДМ финской школы, в традиционном шведском нередко можно услышать клавишные, однако здесь они не играют роль солирующего инструмента, а скорее обеспечивают фоновое звучание, придавая музыке атмосферности.

Эти три группы часто называют «Тремя королями» мелодического дэт-метала.

Известные представители: A Canorous Quintet, Ablaze My Sorrow, Amon Amarth, Arch Enemy, At The Gates, Avatar, Burden Of Grief, Ceremonial Oath, Dark Tranquillity, Dimension Zero, Edge of Sanity, Eucharist, Gates Of Ishtar, Gardenian, Without Grief, Hypocrisy, In Flames, Nightrage, Soilwork, The Absence, The Crown, The Duskfall, Unanimated.

[править] Финское звучание
Пожалуй, самыми известными представителями стиля являются Children of Bodom (до этого известные как Inearthed), в 1997 м году скрестившие на своём дебютном альбоме «Something Wild» традиционный шведский мелодик-дэт с неоклассическим пауэр-металом и элементами блэка (однако, известно, что финский мультиинструменталист и участник Ensiferum Яри Маенпаа написал несколько песен для своего будущего проекта Wintersun ещё в 1995—1996 гг. (демо «Immemorial»), что позволяет отнести рождение стиля к этому времени). Коллективы «финской школы» выделяются высокой мелодичностью, присутствием неоклассических элементов и интенсивным использованием клавишных, которые зачастую выполняют роль солирующего инструмента.

Известные представители: Before the Dawn, Children of Bodom, Dawn Of Tears, Destroy Destroy, Destroy, Eternal Tears of Sorrow, Imperanon, Kalmah, Mors Principium Est, Norther, Omnium Gatherum, Skyfire, Wintersun, Noumena.

[править] Современная сцена
В конце 90 годов многие группы жанра начали добавлять больше мелодичных элементов в свою музыку, больше грувовых припевов и риффов, больше чистого вокала и частого использования электроники. Некоторые коллективы после добавления в свое звучания элементов альтернативного метала стали относить к модерн мелодик дэту (In Flames, Soilwork). Многие современные группы отошли от текстов насилия и смерти, присущих другим группам, играющим дэт-метал.

Типичные представители: Blinded Colony, Blood Stain Child (позднее творчество), Deadlock, Diablo, Disarmonia Mundi, Engel, Ever Since, From Almost The End, Hatecraft, Solerrain, In Flames (позднее творчество), Infinite Tales, Lords Of Decadence, Mendeed, Mercenary, Misery Inc., MyGrain, Naildown, Neptune, Scar Symmetry, Soilwork, Sonic Syndicate, Spaint, Sybreed, Tracedawn, Scythe's Blow.

[править] Связь с другими стилями
[править] Смешание металкора и деткора
Зачастую группы, играющие металкор или дэткор, вносят в своё звучаие характерные для мелодичного дэт-метала элементы, такие как структура композиции, мелодичные гитарные соло, при этом типичные коровые элементы (брейкдауны и характерный вокал) сохраняются. Иногда их относят к так называемой «американской школе» мелодик дэта (хотя такую музыку исполняет и немало немецких коллективов). Некоторые из таких групп вследствие упадка металкора и дэткора как весьма ограниченных жанров на своих последних альбомах практически отошли от металкора в сторону традиционного мелодик дэта.

Представители: All That Remains, Almost Is Nothing, As I Lay Dying, Fear My Thoughts, Darkest Hour, Dead By April, DevilDriver, Himsa, Heaven Shall Burn, It Dies Today, Light This City, Neaera, Pain Confessor, Soul Embraced, Stigma, Still Remains, The Agonist, The Black Dahlia Murder, Underoath (раннее творчество), With Faith Or Flames.

[править] Влияние Фолка
Существуют коллективы, комбинирующие мелодик-дэт с элементами фолк-метала. При этом некоторые сочетают шведский саунд с игрой на традиционных народных инструментах (Eluveitie, Suidakra), другие же вносят в мелодику финского мелодик дэта народные мотивы (Falchion, Wintersun). Стоит отметить известный коллектив Amon Amarth, сочетающий звучание классического шведского мелодик дэта с лирикой и имиджем в стиле викинг-метала.