Хардкор (англ. Hardcore) — отяжелевший и более жёсткий панк-рок, появившийся в США и Великобритании в конце 1970-х годов. Звук, по сравнению с традиционным звучанием панк-рока стал более быстрым, тяжелым, композиции стали более короткими — полторы-две минуты. Основная тематика песен — личностная свобода, анархия, политика, социальные аспекты, стрейт-эдж, веганизм, насилие, пацифизм. Хардкор оказал значительное влияние на развитие тяжелой музыки 1980-х и 1990-х годов.
История
В конце 1970-х годов параллельно в Великобритании и США зарождается новый поджанр панк-рока — ускоренный, с более тяжелыми риффами, зачастую нарочитой немелодичностью, ускоренным темпом, короткой длительностью произведений. Хотя поклонники тяжелого варианта панк-рока первоначально и ассоциировали себя с панками, при этом не особо слушая «традиционные» панк-группы — Ramones, Sex Pistols, The Clash и тому подобное, со временем произошло обособление их в отдельную субкультуру. Точное происхождение термина «hardcore» установить трудно. Первоначально термин обозначал не столько стиль музыки, сколько тусовку, единый коллектив, «unity». В 1983 году ванкуверская группа D.O.A. выпускает альбом под названием Hardcore’81, что, несомненно, помогло популяризации термина. Имеются существенные различия между американским и европейским (главным образом британским) хардкором.

[править] Американский хардкор
По словам Брендана Маллена (Brendan Mullen), основателя панк-клуба The Masque в Лос-Анджелесе, первое турне британской группы The Damned с их «убыстренным», по сравнению с традиционным панк-роком, звучанием, произвело «сенсацию» среди поклонников панк-рока и местных музыкантов, что дало толчок к развитию первой волны хардкора на Западном побережье США. Наиболее заметные локальные сцены в первой половине 1980 годов существовали в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Бостоне, Вашингтоне, Нью-Йорке.

Главным образом, хардкор-культура «варилась сама в себе», не выходя за пределы тусовки, по принципу «я играю для себя и моих друзей». На собственные деньги создавались студии звукозаписи, организовывались концерты. Основные рекорд-лейблы того времени — SST Records (Калифорния, основан группой Black Flag), Dischord (Вашингтон, группа Minor Threat), BYO Records, Epitaph Records (основан группой Bad Religion). Тем не менее, некоторые коммерческие радиостанции включали в свою ротацию композиции хардкор команд, а ведущие музыкальных радиошоу (часто ночных) приглашали в эфир молодые перспективные группы. Как пример, можно назвать шоу Rodney on the ROQ Родни Бингенхеймера (Rodney Bingenheimer) на радио KROQ в Лос-Анджелесе, Noise The Show Тима Соммера (Tim Sommer) на нью-йоркском радио WNYU, Пата Дункана (Pat Duncan) на станции WMFU в Нью-Джерси, калифорнийских диджеев Тима Йоханнана (Tim Yohannan) и Джеффа Бейла (Jeff Bale) с их программой Maximum RocknRoll на радио KPFA. Среди фензинов, пишущих о хардкор музыке — Flipside и Maximum RocknRoll.

С другой стороны, субкультура получила скандальную известность из-за вспышек насилия, драк и столкновений с полицией, которыми часто сопровождались концерты, особенно подобные события имели место в Лос-Анджелесе.

[править] «Крестные отцы» хардкора
Майкл Азеррад (Michael Azzerad) в своей книге Our Band Could Be Your Life выделяет три наиболее значимых группы в американском хардкоре 80-х. На Западном побережье это Black Flag (Лос-Анджелес), на Восточном побережье — Minor Threat и Bad Brains из Вашингтона.

Black Flag, основанный в Лос-Анджелесе в 1976 году гитаристом и исполнителем Грегом Гинном (Greg Ginn), оказал существенное влияние на развитие местной, а позднее всей североамериканской хардкор-сцены, благодаря своей напористости, особому непривычному звучанию, и пропагандой DIY философии. Одними из первых, группа, помимо локальных концертов, стала устраивать туры по всей Америке. Прежде слабо связаные между собой локальные хардкор-сцены получали обмен опытом и узнавали о существовании друг друга.[1][2][3]

Bad BrainsBad Brains, вашингтонская группа, появившаяся в 1977 году, в своей музыке первоначально синтезировала ритмы тяжелого рока и регги. Тем не менее, их ранние работы представляют собой образцы одних из самых быстрых ритмов панк-рок-музыки.[4]

Minor Threat, основанная в 1980 году Яном Маккеем, первоначально играли под впечатлением Bad Brains — быстрая, очень тяжелая музыка. Minor Threat считаются основоположниками Straight Edge движения.

[править] Другие представители хардкора
Калифорнийские Dead Kennedys появились в Сан-Франциско в 1978 году, их первый сингл, California Über Alles, вышел в 1979 году. К выпуску In God We Trust, Inc ЕР в 1981, группа играла в очень быстром темпе, который был уже ближе к хардкор-звучанию. Первый альбом группы Circle Jerks, Group Sex (1980 год) содержал несколько очень быстрых композиций. Husker Du из Миннесоты в свой ранний период исполняли очень быстрые жесткие панк-композиции (концертный альбом 1982 года Land Speed Record). Bad Religion в 1982 году выпустили альбом How Could Hell Be Any Worse?, который по звучанию считается эталоном ранней хардкор-сцены. Группа, не замедляясь и не удлиняя песни, добавила в свою музыку мелодии и стройные бэк-вокалы, создав фактически новый жанр, который также лёг в основу развития новой волны американского панк-рока (базирующегося именно на раннем хардкоре). Beastie Boys, впоследствии более известные как хип-хоп коллектив, свою музыкальную деятельность начинали как хардкор группа. Среди прочих можно назвать 7 Seconds (Рено, Невада), Negative Approach (Детройт), SS Decontrol и Negative FX (Бостон), Agnostic Front (Нью-Йорк).

[править] 1980-е: трэшкор, пауервайоленс, гранж
В начале 80-х возникает новое ответвление хардкора — трэшкор. Группы Cryptic Slaughter, D.R.I. и другие исполняют скоростную разновидность хардкора. Со временем трэшкор перерастает в пауервайоленс, ещё более ускоренный вариант. Название взято из песни «Hispanic Small Man Power (H.S.M.P.)» группы Man Is the Bastard. Возник в конце 80-х годов, характеризуется дальнейшим утяжелением звучания трэшкора и определенной структурной хаотичностью композиций. Представители — No Comment, Infest, Spazz.

С середины 80-х начинается история гранжа. Впитав в себя наследие хардкора появляется первая волна исполнителей, таких как, Green River, The Melvins, Mudhoney, Soundgarden, L7. Эта сцена получила сначала локальную (в городах Сиэтл, Лос-Анджелес), а затем и мировую известность, с прорывом группы Nirvana в 90-х. Однако Nirvana и представители второй волны гранжа (Pearl Jam, Alice in Chains) все дальше отдалялись от истоков и хардкор-звучания.

[править] 1990-е: металкор
В результате слияния хардкора и метала, появился металкор, а именно его ранняя форма — кроссовер-трэш. Согласно Encyclopaedia Metallum, жанр получил свое название по заглавию альбома Crossover группы D.R.I. в 1987 году. Среди групп, испытавших влияние кроссовера — Cro-Mags, Murphy’s Law, Agnostic Front, Warzone, Cryptic Slaughter. Со временем он стал развиваться и испытывать влияния других жанров, в результате появились маткор и дэткор.

[править] Британский хардкор
[править] Стрит-панк

Уотти Бьюкэн из The ExploitedПараллельно с появлением и развитием американского хардкора, в Великобритании конца 70-х из традиционного панка также начал обосабливаться новый тип музыки. Несмотря на схожие истоки и многочисленные культурные пересечения (этому способствовали концертные туры как американских групп в Европе (Black Flag и US Chaos в 1981—1982 годах), так и наоборот), британский хардкор во многом отличался от американского. Британский вариант хардкора часто называют стрит-панком, тем самым отделяя его от «классического», американского, хардкора.

Важнейшие представители британского хардкора (стрит-панка) — The Exploited, Discharge, G.B.H.. Особое внимание в текстах уделялось политическим и социальным аспектам. Британский хардкор многое заимствовал от Oi! движения и от спид-метал групп, таких как Motorhead.

[править] Ди-бит

DischargeГруппа Discharge была основана в 1977 году Терри Робертсом (Terry «Tezz» Roberts) и Роем Уэйнрайтом (Roy «Rainy» Wainwright). Первоначально играя под влиянием панк-рока, уже к началу 80-х пришли к новому саунду — более жесткому звучанию гитар, рычащему вокалу. Влияние этой группы нельзя недооценить, вскоре даже выделился целый поджанр, под названием ди-бит, для классификации исполнителей подражающих Discharge. Первой такой группой стала The Varukers.[5] Помимо Британии, жанр получил популярность в Швеции, где его называли еще käng[6], а также в Японии и Бразилии. В Швеции многие ди-бит команды использовали в своих названиях элементы слова «discharge» (Disfear, Disclose, Discard, Recharge, Disarm и Distraught). Ди-бит тесно связан с краст-панком, появившимся в середине 80-х, который представляет собой более тяжёлый и более сложный его вариант.[6]

[править] Краст-панк (англ. Crust punk)
Краст-панк зародился в середине 80-х в Англии путём смешения ди-бита с металом.[6]

[править] Грайндкор (англ. Grindcore)
Грайндкор, оформившийся во второй половине 80-х, сочетал в себе элементы краст-панка и трешкора, с исключительно быстрым ритмом (до 400 ударов в минуту), очень короткими композициями, как правило хрипящим или рычащим вокалом. Характерные представители классического грайндкора — Napalm Death, Carcass, Repulsion ,Terrorizer.

[править] Континентальная Европа
Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. 

Особенно активные сцены существовали в Германии, Италии, Нидерландах, Финлянди, Швеции. Заметные группы евро-хардкора 80-х — Crise Total (Португалия), Wretched, HHH, MG-15, Subterranean Kids, L’Odi Social, Ultimo Gobierno (Испания), The Buttocks, OHL, Toxoplasma, Chaos Z, Vorkriegsjugend, Spermbirds (Германия), UBR (Югославия), Heimat-Los (Франция), Larm, Funeral Oration (Нидерланды), Dezerter (Польша), Kaaos, Lama, Riistetyt, Terveet Kadet, (Финляндия), Headcleaners, Homy Hogs, Mob 47 (Швеция).

[править] Хардкор в России и СНГ
Наиболее яркими хардкор группами на пост-советском пространстве в 1990-х являлись группы «Химера», «Свиньи в космосе» и «Колесо Дхармы». До 2000 года хардкор сцена в России была слабо развита, но в последующие годы идет быстрый рост числа коллективов. Очагами развития хардкора в России принято считать Москву (Unconform, Changes, SkyGrain, Маршак, Проверочная Линейка) и Санкт-Петербург (5 Углов, Distress,, Engage At Will, Dottie Danger, Sandinista!).В последующие годы активно развивались локальные сцены в таких городах как: Петрозаводск, Киров, Казань, Уфа, Нижний Новгород, Ижевск, Пермь, Тольятти, Саратов, Новгород Великий, Барнаул, Краснодар, Усмань, Калининград, Иркутск. В настоящее время сцена на российском пространстве представлена десятками команд, всех жанров от NYHC до краст кора и скримо.

Фанзины также являются важной частью российской панк/хардкор-сцены. Можно условно отметить две волны развития: 1996-2000 гг.. (Old Skool Kids, Взорванное небо, Ножи&Вилки и Positive), 2004-2006 гг. (ФакФуд, 3stages, Имхопанг, Инсомния и Get Up). Традиционно тема журналов - новости сцены, интервью с музыкальными группами, авторские колонки и права животных и человека.

[править] Субкультура
[править] Внешний вид
В отличие от панковской эпатажной одежды — кожаные куртки с заклепками, ирокезы, разорванные джинсы и т. д.) — в хардкор среде преобладал более сдержаный стиль. Футболки, обычные джинсы, кроссовки, короткая прическа. В Британии среди фанов стрит-панка был популярен стиль милитари: камуфляжная одежда, военные ботинки на высокой подошве, ремни, и опять же короткая прическа. В поздний период добавилась мода на толстовки с капюшоном, клетчатые рубашки, штаны до колен, пирсинг, татуировки.

[править] Straight Edge
Основная статья: Straight Edge

Ян Маккей, основоположник Straight EdgeStraight Edge (англ. четкая грань, четкая линия), сокращенно sXe, получил свое название от одноименной песни вашингтонской группы Minor Threat. Это мировоззренческое, этико-философское течение, основными принципами которого являются здоровый образ жизни (отказ от наркотиков, отказ от курения, отказ от алкоголя), разборчивость в половой жизни, самоконтроль. Наиболее известный символ sXe — крест на тыльной стороне ладони, подобные знаки наносили несовершеннолетним при входе в бар, чтобы им не продавали алкогольные напитки. Движение возникло как противовес традиционному панк-мировоззрению — «живи быстро, умри молодым». В движении существует несколько направлений — хардлайн, софтлайн, милитант, веган, христианский sXe. Среди групп, разделявших и пропагандировавших идеологию Straight Edge — Teen Idles, Minor Threat, SSD, DYS, Justice League, 7 Seconds, Uniform Choice, Unity, Larm, Youth Of Today, Bold, Unit Pride, Turning Point, No For An Answer, Earth Crisis, Strife, Chokehold, Portraits Of Past, Canon, Culture, Ten Yard Fight, In My Eyes, Fugazi.

[править] DIY
Основная статья: DIY
Большинство групп на раннем этапе при организации концертов, записи альбомов рассчитывала только на свои силы и силы фанов. Поддержка СМИ практически отсутствовала, информация о предстоящих концертах распространялась в фэнзинах, на студенческих радио, печать и расклейка афиш проводилась самими музыкантами, информация также передавалась из рук в руки, от человека к человеку. Многие группы начального периода вообще не записывали альбомов, и были известны только по живым выступлениям, или по участию на сплит записях. Ранние хардкор группы изначально не создавались как в первую очередь коммерческие проекты. Музыканты, распространяя свои записи и организовывая свои концерты рассчитывали только на собственные силы и поддержку своих фанов. В противовес коммерческой музыке, которая получала поддержку крупных звукозаписывающих компаний, освещение во всевозможных журналах и музыкальных радиостанциях, хардкор отказывались принципиально от всего этого. Важно заметить что в Америке считалось нормальным для молодой группы стараться найти как можно более крупного продюсера и заключить контракт с крупной звукозаписывающей компанией, ничего в принципе позорного в этом не было.

Мош[править] Мош
Основная статья: Мош
Мош — своеобразный вид танцев на хардкор концертах. В начале 1980-х годов, появившись первоначально в хардкор-среде, в середине 1980-х был заимствован и фанами трэш-метала.

Существует также понятие стэйдж-дайвинг — прыгание со сцены в толпу зрителей, и крауд-серфинг (crowd surfing) — «плавание» по рукам стоящих в зале. В настоящее время стейдж-дайвинг можно увидеть на концертах почти любых тяжелых групп.

[править] Поджанры и влияние
Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. 

[править] Youth crew
Основная статья: Youth crew
В отличие от раннего хардкора, характеризуется более позитивным настроем, окончательным отделением от панк-идеологии. Многие команды пропагандировали идеи веганизма и стрейт-эйджа. Главным образом движение получило распространиение в Нью-Йорке. Наиболее известные youth crew группы — Youth of Today, Gorilla Biscuits, Side By Side. Основной рекорд-лейбл — Revelation Records.

[править] Хейткор
Основная статья: Хейткор
Нью-Йорк, вторая половина 1980-х и ранние 1990-е. SFA, Sheer Terror, Integrity, Lavatory.

Fugazi[править] Пост-хардкор
Основная статья: Пост-хардкор
Еще более быстрый ритм, низкие бас-гитары, сочетание вокала и крика. Основной лейбл — Dischord. Характерные представители — Fugazi, Embrace, Rites of Spring, The Fall Of Troy. Впоследствии дал толчок к появлению эмо и скримо.

[править] Скейт-панк
Основная статья: Скейт-панк
Начало 1980-х, Калифорния. JFA, Agent Orange, The Faction, Suicidal Tendencies.

[править] Ска-кор
Основная статья: Ска-кор
[править] Френч-кор
Основная статья: Френч-кор
2000-х Франция. Смесь экспериментала, пост хард-кора, скримо, сладжа и мат-кора. Трагичная, депресивная музыка, особая атмосферность этого стиля находит своих слушателей.

I PILOT DÆMON, TIME TO BURN, PLEBEIAN GRANDSTAND, CELESTE...и т.п.

[править] Книги и фильмы
Книги
Dance of Days: Two Decades of Punk in the Nation’s Capital (Mark Andersen, Mark Jenkins, ISBN 1888451440)
Hardcore California: A History of Punk and New Wave (Peter Belsito, Bob Davis, ISBN 086719314X)
American Hardcore. A Tribal History. (Steven Blush, George Petros, ISBN 0922915717)
New York City Hardcore — The Way it was (Matthias Mader)
the day the Country Died-A history of Anarcho-Punk (Ian Glasper, ISBN 978-1901447705)
Burning Britain: The History of UK Punk 1980—1984 (Ian Glasper, ISBN 978-1901447248)
Фильмы
1991 the Year Punk broke (США, 1992)
American Hardcore (США, 2006)
Another State of Mind (США, 1984)
The Decline of Western Civilization (США, 1981)
The Edge of Quarrel (США, 2000)
Repo Man (США, 1984)
SLC Punk (США, 1998)
The Slog Movie (США, 1981)
Suburbia (США, 1984)